пятница, 9 октября 2015 г.

Модель образовательной медиасреды школы как условие успешной социализации



По словам А. Тофлера неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,   кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Традиционная система образования сегодня не способна обеспечить достижение новых образовательных результатов в рамках традиционного содержания образования и традиционной образовательной среды. При всем огромном потенциале инноваций они не могут повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании новой информационно-образовательной среды, находящейся в постоянном динамическом развитии, способствующей достижению нового качества образования. Коллектив школы  активно работает по формированию  информационной  образовательной среды, обеспечивающей  условия  для  реализации личностных, субъектных   и  учебных  возможностей  обучающихся, педагогов  и  родителей на  основе  системы проектно -сетевого  взаимодействия. Что мы сделали за истекший период? Создали модель информационной образовательной среды.
 ИОС школы состоит из трёх содержательных уровней: педагогическая система, система ЭОР и образовательная медиасреда школы.  В новом государственном Стандарте  чётко обозначена главная задача современной школы, способствующей раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, направленной на создание пространства для социальных коммуникаций, которую эффективно помогает решать образовательная медиасреда школы.
   Образовательная медиасреда – это среда,  связанная с самообразованием, самовоспитанием, самореализацией всех участников образовательной деятельности. Это система  индивидуальных образовательных маршрутов: система элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки; связь с вузами; система курсов дистанционного обучения в рамках предпрофильной  подготовки и профильного обучения, создаваемых в программе Moodlе, система образовательных миров форумного типа  в школьной социальной образовательной интернет-сети, система творческих лабораторий НОУ.     
       Школа является МРЦ дистанционного обучения в районе. Для технологии  обучения  педагогических  кадров в  условиях  сетевого  взаимодействия наиболее оптимальной  является  объединение  организационных  единиц, действующих в  общей  ценностной  цепи.   В  такой  сети  один  узел является             « системным интегратором»- держателем  образовательных  ресурсов. В данном  случае им  является  ресурсно – методический  центр – МОУ  СОШ п. Тарбагатай. Посредством  сетевого  взаимодействия, дистанционного образования  возможна  корректировка индивидуальных  образовательных маршрутов  педагогов и обучающихся, дифференцированный подбор  форм   представления  результатов самообразовательной  деятельности.  Под сетевым взаимодействием мы  понимаем систему организаций    как  единую  общность образовательного пространства, активно  функционирующая   на основе  равноправных  партнёрских отношений, обеспечивающая  равную  возможность  получить  качественное  и  квалифицированное образование.
Основу сети  составляют:  1 Система отношений.( управление, распределение ответственности, схемы  финансирования, регламент принятия  решений). 2 Распределение ответственности. 3 Узлы  сети. 4 Нормативно – правовое ( положение о системном интеграторе, тьюторе, оплате сетевых педагогов и т.д.) и организационно – техническое  обеспечение.
      МОУ  СОШ  п. Тарбагатай является  ресурсным  центром, в  котором накоплен большой  инновационный  опыт и ресурсный  потенциал. Она  включает  школы района и Забайкальского края.  Сеть  является  основой  для  формирования  открытой  образовательной  среды, центром  которой  является ученик  как  субъект  образования.  Она  реализует  технологии, способствующие осуществлять  индивидуализацию обучения. Прежде  всего  это сетевая  информационная  технология,  при  которой  используются  компьютеры  для  обучения  и  интернет: как инструмент  обучения; как инструмент  доставки  учебной  информации- онлайновые библиотеки, журналы, книги; как инструмент менеджмента- информационная  система  управления, оценка  и  ведение  учёта; как инструмент  коммуникации.  Это  технология  сотрудничества,  интерактивная  технология   коммуникативного  обучения, проектная  технология,   технология  модульного  обучения и критического  мышления.        Для реализации более  качественной  и  доступной  предпрофильной  подготовки   вводится  использование  сетевой  информационной  технологии, которая  предусматривает  дистанционное  обучение на  курсах  профильного  обучения ( обучающиеся МОУ  СОШ п. Баляга, МОУ, СОШ п. Тарбагатай, МОУ СОШ с. Акша),  предпрофильную  подготовку (обучающиеся ООШ с. Катаево, ООШс. Усть – Обор,  МОУ , учащиеся МОУ  СОШ п. Тарбагатай,   предоставляемые  сетевыми  учителями,  которые  дети  проходят   дома  в  свободное  время). Огромное значение приобретает дистанционное обучение для реализации федерального компонента при отсутствии учителей в некоторых школах Забайкальского края (МОУ СОШ с. Чара –английский язык, МОУ СОШ с. Кадахта –литература, с. Тохтор –химия). Организация  обучения  состоит в  следующем: Ì этап:  авторегистрация  участников; представление  курсов; организационная  связь  с  координатором, запись  обучающихся  по  выбранным  направлениям. ỊỊ этап Обучение по  выбранным  направлениям.  Координаторы  представляют  темы  курсов  и  преподавателей, ведущих  данные    курсы. Преподаватели  защищают  свои  программы  дистанционного  обучения, которые  выкладываются  в  интернете.  Это курс  лекций и практических  занятий. Обучающиеся  получают  индивидуальные  коды, по  которым  начинают  обучение. ÌÌÌ этап. Консультирование  по  решению  задач и  проектной  деятельности.  Ìv этап.. Представление проекта.  Сотрудничество  со  школами  осуществляют     системные  координаторы, которыми являются  заместители  директора  по  учебно- воспитательной  работе. Оплата  преподавателям элективных  курсов  осуществляется  за  счёт  образовательных  учреждений на  основе  договора ( сетевые учителя тарифицируются за счёт учреждения обучаемых детей), оплата тьютора осуществляется за счёт методики стимулирования.  Данная  технология  увеличивает спектр  элективных курсов  при  том  же  количестве часов в  базисном  плане. Для реализации более  качественного и доступного профильного  обучения используется  сетевое  взаимодействие с  высшими  учебными  заведениями ( НОУ ОМУ «Школьный Университет» г. Томск, НГУ, СБГУ)  на  основе договоров  с  использованием дистанционного  обучения. Мы широко используем возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения. Дистанционное обучение не только значительно разгружает  столь драгоценное дневное время ученика, но и создаёт условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Кроме того, за счёт дистанционных курсов решается проблема организации предпрофильной подготовки в школе и увеличивается количество элективных курсов профильного обучения.  Большое  значение отводится дополнительным  координаторам- тьюторам. Тьюторы  организуют групповые и индивидуальные обучающие  занятия и  консультации, осуществляют индивидуальное сопровождение  образовательной  деятельности  обучающихся в  сетевом  взаимодействии.  Тьютором  может  быть  как  классный  руководитель,   учитель – предметник и т.д., но  специально  обученный  человек ( учитель информатики). Оформление документации  осуществляется преподавателями  элективных  курсов  и  профильных  групп  и  классов  тех  образовательных  учреждений на  базе  которых  осуществляется обучение.  Тьютор  отслеживает  результаты  обучения, доводит до сведения  родителей,   администрации школы, классных  руководителей. 15 педагогов школы являются учителями дистанционного обучения. Создано35 дистанционных курсов.    Большое значение  здесь отводится  социально – психологической  службе, которая  является  поддержкой  для учащихся и  педагогов.                                                                                    Следующий шаг  – франчайзинг. Реализация, апробация   технологий, программ, методик внутри  сети на  основе договора.  Апробация образовательной  услуги и распространение ( реклама)   своего опыта  в  рамках  динамической сети в  форме  сетевого  проекта. Это работа школы в качестве стажировочной площадки по дессиминации опыта  по реализации мероприятий ФЦРПО 1.4 Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, а также по реализации мероприятий ФЦРПО 1.9  Государственное общественное управление.                                    
              Для формирования образовательной медиасреды большое значение мы уделяем проектно- сетевому взаимодействию в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школы.     Большое  значение  отводится  информационной  открытости образовательной  деятельности. Для этого большую  роль  играет создание  медиа – центра  школы                           «  Сияющая  Радуга». Это  видеостудия « Золотой  кадр»,   радиоузел «Тинейджер+», фотостудия «Стоп кадр», пресс – центр      «  Переменка»,   телепередача  . «Диалог +».  Работают два школьных интернет сайта, создана система  информационного sms- взаимодействия  с  родителями.  
       Работая в инновационном режиме по внедрению ФГОС  в основной школе   мы столкнулись с проблемой качественной организации внеурочной деятельности учащихся ( недостаточно средств для оплаты педагогов,  недосточное количество кружков и факультативов научной направленности).  Эту проблему помогла решить школьная социальная образовательная интернет-сеть «Школяры»  способствующая объединению всех участников образовательных отношений, эффективно решающая проблему создания  пространства для социальных коммуникаций, на основе которой организуется проектно- сетевое взаимодействие всех участников образовательной деятельности форумного типа.  Это  система  « миров», которая  даёт  возможность образовательной  самореализации любом  участнику  в любых  образовательных  областях, задаваемых модератором.  Количество   « миров не  ограничено, каждый  может  стать конструктором новой  образовательной  программы. Основа данной модели – живая  образовательная деятельность. Это отражение реализуемых образовательных   проектов.  Пространство сетевых  образовательных программ едино  для  детей  и  взрослых. Образовательные  области, охватываемые форумным  пространством  сетевых  образовательных  программ:  « Литературные миры», « исторические  миры», « естественно –научные  миры», педагогические миры и т.д.  Каждый  из  миров может  дробиться  на  множество « индивидуальных тропинок», которые  протаптывают его посетители, они  объединяются в  смысловые  группы по  разным основаниям. Каждый новый путешественник по  мирам имеет  возможность начать новую тропинку (новую тему) внутри  существующего  мира, а  может  выйти уже  на  существующую тропинку и  откликнуться на   обсуждение.  Эффективность образовательной  деятельности  оценивается и  составляется рейтинговая таблица.
Автор комментария
Исходный  рейтинг
Другие  мнения  с  обоснованием влияния на  рейтинг
Окончательный  рейтинг  комментария
Интегральный  рейтинг участника
В зависимости  от  набранных  баллов участник сетевых  образовательных  программ может получить  разные  статусы:* путешественник – гость;*путешественник – исследователь; * путешественник – эксперт. На  первом  этапе каждый  участник  знакомится с  совокупностью материалов  и  делает  обобщающее  резюме по  поводу  своего  понимания  или непонимания сущности. Модератор  программы организует « диалог резюме» На  втором  этапе каждый  участник  выбирает произвольный  фрагмент материалов  и  даёт комментарий к  этому фрагменту. Другие участники участвуют  в  комментарии. Модератор вступает в  диалог  с  каждым.  Третий этап – образовательный практикум, где  каждый  участник  может  попробовать себя в  разных  образовательных областях. Четвёртый  этап – разработка своего  варианта культурно –информационной  среды в  той  или  иной области и запуск проекта. Таким образом, решается проблема организации проектно-исследовательской деятельности в школе на основе проектно- сетевого взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС на всех уровнях  обучения.  
           Медиасреда детского самоуправления детской организации «Багульник» является основой       проектно-сетевого взаимодействия всех участников образовательной деятельности.                                        Ученическое самоуправление работает в горизонтали в форме клубов экипажей (классов) и клубов коллегий (учебная, дисциплина и порядок, библиотечная и т.д.)., а также клубов по интересам «Живёт школа- живёт село», «Виват – победа»  , «Готовимся к ЕГЭ и ГИА» и т.д. Родители, учащиеся и педагоги обсуждают и проектируют каждое школьное мероприятие. Имеют возможность выразить свои мысли, идеи, как посредством визуального, так и виртуального общения.  В клубе экипажа участвуют ученики данного класса, их родители и все желающие. Ведётся блог, публикуются фотографии, здесь видны все события, происходящие в жизни класса.  В клубе коллегии участвуют члены данной коллегии от каждого класса. Администратором клуба является руководитель данной коллегии. В конце каждого месяца публикуются отчеты о работе, размещаются фотографии. Каждый желающий может задать вопрос, поднять проблему. В клубах по интересам  принимают участие все желающие. В своей виртуальной приёмной  президент детской организации «Багульник» доступен для каждого ученика и классного руководителя. Обратная связь с ученическим коллективом приводит к вовлечению все большего числа учащихся в активную школьную жизнь.  Школьная социальная сеть «Школяры», посредством возможности виртуального общения, помогает раскрыть личность,  воспитывать активную жизненную позицию, способствует успешной социализации.                                                                                       
С внедрением новых технологий в воспитательный процесс, отчетливо проявилась третья линия власти школьного самоуправления – это школьные средства массовой информации.  Образовательная  медиасреда  сайта школы является мощным воспитательным ресурсом органов самоуправления. В МОУ СОШ п. Тарбагатай информационная деятельность осуществляется с помощью сайта «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/), сайта медиацентра «Сияющая радуга» (http://center-mediatarb.ru/). Над созданием информационных продуктов работают: видеостудия «Золотой кадр», фотостудия «Стоп-кадр» (http://shkolyari.zabedu.ru/clubs/26), телестудия «Диалог» (http://center-mediatarb.ru/dialog.htm),  и группа администраторов школьных сайтов.
Создаются новостные выпуски о жизни школы, осуществляется выборная кампания, рейтинговая система, ежемесячные выпуски газеты  «Переменка» в печатном и электронном виде (http://center-mediatarb.ru/peremenka.htm).  
 Творческим отчетом работы видеостудии «Золотой кадр» (http://center-mediatarb.ru/kinofest.htm) является ежегодный кинофестиваль, на котором представляются лучшие видеоработы.    С 2010 года на базе школы  кинофестиваль проводится уже для всех школ района.   Газете «Переменка»  становится тесно в рамках нашей школы, поэтому  создана межшкольная газета «По секрету всему свету», освещающая  интересные моменты из жизни школ Петровск-Забайкальского района.  Школа предоставляет возможность проявить не только свои лидерские качества, но и раскрыть  в ребёнке его  способности.    Руководит всей работой детской организации Президент, который выбирается на двухгодичный срок.  Это очень почётный и ответственный пост. От работы президента детской организации во многом зависит не только деятельность ученического самоуправления, но и вся школьная жизнь в целом. Выборы Президента Детской организации «Багульник» - это   точная модель государственных демократических выборов, где большую роль в формировании гражданского самосознания, деловой активности играет образовательная медиасреда школы. После определения количества кандидатов начинается предвыборная кампания, в ходе которой активно работают все подразделения медиа-центра «Сияющая радуга». Ход всей кампании освещается в газете «Переменка». С материалами нашей школьной газеты можно познакомиться, получив издание у распространителей из пресс-центра «Переменка», или, зайдя на сайт нашей школы «Школяры.  Видеостудия «Золотой кадр» снимает видеообращения кандидатов, которые потом также размещаются на сайте школы и в социальных сетях. (http://center-mediatarb.ru/vibori.htm). Снимаются специальные выпуски школьной телепередачи «Диалог», которые освещают предвыборные дебаты. Кандидаты имеют возможность через школьные СМИ познакомить избирателей со своей предвыборной программой, которая разрабатывается творческой командой во главе с кандидатом. Записи телепередачи «Диалог»  располагаются на сайте медиацентра «Сияющая радуга». Кроме того, ребята, сотрудники медиа-центра, активно работают в социальных сетях: размещают рекламные видеоролики, проводят предварительное интернет-голосование, в котором могут участвовать не только ученики школы, но и все те люди, которые неравнодушны к судьбе детской организации «Багульник», к судьбе школы. Деятельность школьного медиа-центра «Сияющая радуга» курируют руководители. Все издания подвергаются редактуре. Педагоги учат ребят высказывать в  СМИ  объективное мнение о кандидатах, а свои субъективные оценки можно высказать в корректных комментариях. К самой процедуре голосования учащиеся школы начинают готовиться за день - два до проведения выборов: печатаются списки избирателей, празднично оформляется зал, устанавливаются кабинки и урна для голосования, назначаются избирательная и счётная комиссии. В зале для голосования можно познакомиться с инструкцией о процедуре голосования.  Процедура голосования аналогична  процедуре голосования на выборах органов государственной власти РФ. В конце дня подводятся итоги голосования, работает счётная комиссия, а за процессом подсчёта голосов следят наблюдатели от кандидатов. После подсчёта голосов и подведения итогов на доске объявлений вывешивается Протокол об итогах выборов Президента Детской организации  «Багульник». Через несколько дней проводится общешкольная ученическая конференция, в ходе которой проводится торжественная церемония вступления Президента в должность и выборы парламента детской организации «Багульник» уже открытым голосованием. Таким образом, в процессе предвыборной кампании  и непосредственно в проведении выборов задействованы практически все учащиеся школы. Они овладевают первичным опытом работы в органах государственной власти, в органах СМИ, имеют возможность открыто высказать своё мнение, принять реальное участие в судьбе школы, отдавая свой голос за того кандидата, который им импонирует. В своём маленьком государстве они имеют возможность жить жизнью полноценного гражданина «маленькой страны», в которой есть свой основной закон – Устав Детской организации «Багульник», есть права и обязанности граждан, есть возможность стать лидером, проявить себя в творчестве.    Включение ребят в проектную деятельность, выявление и поддержка талантливых ребят, профориентация, формирование навыков работы с информацией, работы с путями передачи информации, воспитание коммуникабельности, возможность проявления личностных качеств, умения работать в группе, в коллективе, возможность проявления творческой самостоятельности  – вот те важнейшие аспекты, которые делают медиацентр «Сияющая радуга» мощным воспитательным ресурсом школы и обеспечивает переход на новый качественный уровень образования и воспитания.
        Для эффективного проектно-сетевого взаимодействия всех участников образовательной деятельности  и расширения социального партнёрства является создание образовательных блогов:
Блог директора школыНаличие блогов у руководителей рассматривается сейчас как следование современным стандартам открытости и публичной политики. Блог директора школы носит официальный, информирующий характер и содержит видеообращения и является средством обратной связи.
Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе, по начальной школе, по научно- методической работе. Эти блоги решают задачи как информационной, так и методической поддержки, способствует совершенствованию ИКТ- компетенции, дают дополнительные возможности для общения в интернет- пространстве.
Блог учителя-предметника . Блог учителя-предметника позволяет решать следующие задачи: расширение информационного пространства учителя, повышение квалификации,  формирование методической копилки учителя, размещение мультимедийных материалов для уроков и внеурочной деятельности в режиме on-line, размещение полезных ссылок на образовательные ресурсы Интернет, тестирование учащихся в (школе и дома), коллективная работа on-line (в школе и дома), взаимосвязь между участниками образовательных отношений, работа с часто болеющими учениками и учениками, находящимися на домашнем обучении. Обмен информацией с коллегами способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества, а, используя новые веб-инструменты, учитель непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки. 75 % учителей нашей школы имеют собственные образовательные блоги.
Блог классного руководителя. Блог класса или блог классного руководителя выступает как «доска информации» для учеников и их родителей. В школьной социальной сети «Школяры» каждый классный экипаж имеет свой блог. Например, «Смайлики», «Maksimum» и т.д. На основе деятельности блога запускаются сетевые проекты, способствующие творческому развитию и проектной инициативности всех участников образовательных отношений.               
Блог стажёроввыпускников школы. Является средством обмена информацией, проектно-сетевого взаимодействия, способствующего сотрудничеству и диалогу.
Большую работу по организации образовательной среды   проделали учителя школы: Толстихина Елена Олеговна, Соколова Татьяна Сергеевна, Ведерникова Марина Фёдоровна, Фёдорова Татьяна Викторовна, Кутузова Елена Олеговна, Колесникова Ирина Дмитриевна, Домашевская Людмила Александровна. Это творческие, талантливые люди, энтузиасты своего дела.
     Таким образом,  образовательная медиасреда школы   является пространством для социальных коммуникаций, способствует проявлению индивидуальных особенностей всех участников образовательной деятельности, способствует формированию ключевых компетенций и  способна обеспечить: качественное  и доступное   образование;  освоение проектно – сетевых  форм профессионального  диалога;  мощные  стимулы инновационного  развития на  межпредметной  основе; презентацию  педагогической  деятельности; накопление банка  данных; возможности самообразования; создание и накопление  цифровых ресурсов; владение базовыми сервисами и технологиями Интернета; реализацию  и  развитие  проектной  инициативности   на  новой  деятельностной  основе; реализацию  принципа   свободной  инициативности как  способа  развития  креативности;   реализацию  принципа  ответственного  проектирования  как  мощного  инструмента  воспитания  и  самовоспитания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий