пятница, 23 января 2015 г.

Урок химии в свете требований ФГОС

  « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора  эрудиции» (В.А.Сухомлинский)
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?»  И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.  У второго спросил: « А ты что делал целый день?»  И тот ответил:  «Я добросовестно выполнял свою работу».  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».
Так и на наших уроках радость от процесса познания, удовольствие от преодоления трудностей получают дети, которые сами являются активными участниками образовательной деятельности.  
Это  такие   уроки,  когда  планирование, организация  и  управление   осуществляется на  основе  абсолютного  паритетного  сотрудничества всех  участников  процесса  познания.  Это уроки, которые мы отнесли к модулю   саморазвития  и  профессионального  самоопределения.  Это уроки, которые соответствуют  требованиям ФГОС. И прежде всего – это уроки – исследования, это такие уроки, где ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Именно на таких уроках возможно формирование универсальных учебных действий за которыми стоят компетентности..

Три постулата к современному уроку.
1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Требования к современному уроку (презентация)
*хорошее начало и хорошее окончание
*чётко сформулированные тема, цель и задачи урока
*урок  должен быть проблемным и развивающим
*учитель активизирует деятельность учащихся
*вывод делают сами учащиеся
*минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
*времясбережение и здоровье сбережение
* учёт уровня и возможностей учащихся
*урок должен быть воспитывающим (добрым)
Принципы педагогической техники.
Свобода выбора
Открытость
Деятельность
Идеальность ( высокий КПД)
Обратная связь
Использование блочной структуры урока  ( нелинейная модель).
Мотивационный блок. Использование мотивационных моментов: проблемная ситуация, задача, стихи, песни, интересная информация.
Организационный блок- составление инструкционных  карт, организация работы по ним.
Аналитический блок ( исследовательский)
Оценочный блок
Рефлексивный блок
Большую помощь в подготовке таких уроков оказывают технологические карты.

Деятельность  учителя
Деятельность  учащихся
Методы и приёмы
Формируемые УУД
На каждом этапе урока осуществляется самооценка. Формируемые универсальные учебные действия как результат исследовательского урока
Личностные:  Устойчивый познавательный интерес,
Регулятивные: Постановка целей, , преобразование практической задачи в познавательную, , планировать пути достижения целей, прогнозирование, принятие  решений в проблемной ситуации. При планировании достижения целей самостоятельно  и адекватно  учитывать условия и средства их достижения. Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных проблем. Осуществлять познавательную рефлексию  в отношении действий  по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, делать умозаключения , выводы на основе аргументации, Устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, Выдвигать гипотезу, ставить проблему, аргументировать её актуальность, объяснять явления, процессы, связи. Организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Коммуникативные. Формулировать собственное мнение, аргументировать, сотрудничать. Работать в группе, строить продуктивное взаимодействие. Организация и планирование учебного сотрудничества, использование речевых средств.
Исследовательский урок- это высший пилотаж,  на котором учитель направляет учащихся, создаёт условия для активной деятельности, а учащиеся чувствуют, что ведут урок сами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий